Вернуться на главную
Список статей
Велосипед и сугробы23 декабря
Правда и мифы о езде на велосипеде зимой: термобелье и балаклава, костюм нефтяника и складной велосипед. Москвичи рассказывают о том, что ждет самых упорных велоактивистов в столице.

Алексей Савин, 30 лет
Пиар-специалист

«В общем-то, я любил велосипед всю жизнь, но по-настоящему частью моей жизни он стал прошлым летом. Раньше периодически брал в прокат, а потом подумал: а почему бы не купить собственный велосипед? Мы поехали с женой в «Декатлон», купили два самых обыкновенных дешевых велосипеда — по тому же принципу, как машину первую покупают, какую-нибудь «девятку», чтобы научиться на ней ездить. Правда, я на этом декатлоновском велосипеде откатал больше, чем полгода, то есть зиму он пережил.

Мое основное наблюдение за эти полтора года — катание зимой катанию зимой рознь, все зависит от погоды. Когда зима слякотная, приходится носить определенную одежду. В теплую погоду, когда снег идет и какой-то минус небольшой, мне не нужно никакое ни термобелье, ни защита для лица. Одеваешься как обычно и чувствуешь себя вполне комфортно. На велосипеде достаточно быстро разогреваешься, и даже если есть ветер, этого не особо замечаешь. Единственное, что должно быть всегда, — это перчатки. Лучше всего кожаные, непродуваемые, потому что без них руки замерзают очень быстро. Шея тоже должна быть закрыта, но я вот шарф в принципе не ношу — у меня куртка с высоким воротом, при желании бороду может закрыть, мне не задувает. Шапка — тоже важный атрибут. Я сам ношу тонкую шапку со шлемом — что, кстати, важно в слякотную погоду, шлемом нужно запастись. Шанс навернуться все-таки большой. Хотя сам я ни разу не поскальзывался на дороге, но мало ли что.

Я езжу по проезжей части, принципиально не заезжаю на тротуары. Неважно, еду ли я с ребенком или нет, тротуары — они для людей. И мне пешеходы мешают, и я им. Да и водители сейчас в 99 процентах случаев пропускают, с уважением относятся к велосипедистам. Мы с женой уже максимально освоились. И у меня, и у нее есть на велосипеде крепление для специального кресла для ребенка.

А вот если ездить в погоду, когда мороз в районе 20 градусов, тут немножко другая история. Притом что дорога совершенно сухая и даже гололеда нет (на проезжей части машины раскатывают все), приходится очень сильно утепляться. Я, во-первых, надеваю балаклаву или шарфом обматываю все лицо. А то, когда едешь, лицо замерзает очень быстро, да еще и обветривается. Ну и термобелье приходится натягивать. Я купил такие подштанники в обычном спортивном магазине, а наверх ничего не поддеваю, мне достаточно куртки. И шапка, разумеется. Причем лучше купить какую-нибудь очень теплую шапку, но капюшон не надевать — с ним влево-вправо не сможешь смотреть. Что касается обуви, я зимой все время езжу в обычных тимберлендах. Они высокие, теплые, и у них подошва очень хорошо на педаль встает, цепкая. Я пытался зимой несколько раз ездить в кроссовках или в кедах и убедился, что это такая фигня, которую нельзя делать никогда. Они намокают очень быстро и соскальзывают с педалей — а это уже опасно.

Когда погода мокрая или слякотная, нужно просто не гонять, очень аккуратно ехать, потому что управляемость все же теряется. Я вот не могу купить себе зимние шины. Не знаю, может быть, я плохо искал на свой диаметр колес, но вот пока никаких успехов. Говорят, что в теории они где-то существуют, но я так и не купил и вот уже второй год езжу с обычной резиной, пока без происшествий. Велосипед вообще — это схожая история с машиной. Если ты нормально ездишь на машине по дороге, то ты и на велосипеде будешь внимательно рулить. Это все естественно — если дорога скользкая, ты не будешь быстро ехать, потому что понимаешь, что вовремя можешь не затормозить, не вписаться в поворот и так далее.

Все удивляются, что я так решительно пересел на велосипед, люди косятся, как на безумного. Вроде как Москва не очень велосипедный город. А мне кажется, что город делают люди. Можно, например, утверждать, что в Москве нет хороших ресторанов — так пойди и открой хороший ресторан. Город не велосипедный? Так сядь на велосипед, и город станет велосипедным. Да и мне это удобно. Я живу на «Киевской», и вся работа, все проекты, которыми я занимаюсь, тоже в центре. Даже если еду в баскетбол поиграть, мяч с друзьями погонять часов в 7 вечера, то на машине от дома я туда буду ехать часа полтора, а на велосипеде добираюсь за 20 минут.

Достаточно быстро научаешься ездить так, чтобы не потеть, просто нужно выезжать чуть-чуть заранее и не сильно разгоняться. Если будешь педали быстро крутить, то, конечно, будешь весь мокрый приезжать. А то вот люди отказываются от велосипеда, потому что считают, что это грязно, нужно переодеваться, в душ бежать, а мне кажется, это просто такие отговорки, у меня таких проблем не возникает».

Артур Пайкин, 24 года
Веб-разработчик

«Я придерживаюсь идеи Let’s Bike It! на тему того, что на велосипеде люди не катаются, а ездят. Началось все в Финляндии, где я жил и учился два года. Там велосипед был моим основным видом транспорта, я на нем ездил в школу каждый день — пять километров туда и обратно. Как-то так получилось, что когда наступили морозы, все финны вокруг не перестали ездить и велосипеды не спрятали в шкаф, и я продолжил вместе с ними. Помню, в один день там было минус 25, и лед, и холод, и все равно — в школу-то надо ехать. Сел и поехал — оказалось, что это возможно, ничего страшного не происходит. Потом я вернулся из Финляндии, стал жить в России. Как-то мне стало грустно, что в России это не принято, но я решил, что надо жить так, как будто принято. Как будто уже есть велодорожки, есть вся инфраструктура, можно ездить. Вот последние года два-три только так и езжу.

Я чаще всего перемещаюсь по тротуарам, но у меня маленький складной велосипед, я никому особо не мешаю. Я стараюсь прилично себя вести — ни на кого не кричу, чтобы уступили дорогу, никого не обгоняю, еду довольно медленно. Хотя если речь о свободной неширокой дороге, например, о Воронцовом Поле, где более-менее спокойное движение, я еду по проезжей части — и летом, и зимой. Вот на Садовом не решаюсь присоединяться к потоку машин.

На самом деле каких-то важных лайфхаков для езды зимой у меня нет. Специальную одежду я не ношу, термобелье для промозглой погоды тоже не держу. Если постоянно думать о термобелье, никто никогда на велосипеды не пересядет. Ну это исключая очевидные случаи: если на улице —30, а ехать надо из Текстильщиков в Химки, то, конечно, утепляться нужно. А на небольших расстояниях, в пределах 10 километров, можно обойтись без всего этого. Нужно быть осторожнее на поворотах, при заездах-съездах на тротуары, колеса стараться держать прямо — любой наклон на льду может привести к падению. Не гонять. Теплые перчатки обязательно купить, а то руки мерзнут.

Сам я живу на «Курской», и мне, собственно, куда угодно ехать недалеко, но с велосипедом, как у меня, в метро можно спускаться спокойно. Если мне надо куда-то, например, за Третье транспортное кольцо, то я просто беру велосипед с собой на общественный транспорт. И потом, из-за того что велосипед складной, его можно заносить в заведения, на работу у стола ставить».

Максим Компаниец, 47 лет
Инженер-математик

«Я купил велосипед в 1999 году, с тех пор и езжу. Правда, передвигаться на двух колесах и зимой тоже начал не то в 2000-м, не то в 2001-м. Живу в районе Митино, а работаю на «Кунцевской» — дорога занимает часа полтора в любую погоду. Сейчас я по возможности езжу на велосипеде каждый день, но если погода плохая, например, после снегопада — то тогда уж на метро. Вообще, это от настроения и самочувствия зависит. А еще, кстати, от района. Не знаю, как там все устроено, но в Митино, если проходит снегопад, тут же приезжают тракторы — все расчищают. А на юге Москвы — я там работал лет пять назад — просто какой-то ужас был. Сугробы по колено, никто не чистит, просто соли всыпают тоннами, и все это превращается в грязное месиво. Возвращаешься в Митино — а там как будто бы европейская страна, все аккуратненько.

Зимой и летом ездить на велосипеде — это, разумеется, не одно и то же. В холодные месяцы приходится утепляться. Нужно сказать, что официальная велосипедная одежда, которая продается в спортивных магазинах, в московских условиях совершенно не работает — ну холодно в ней. Поэтому я купил теплые зимние рабочие штаны в магазине натурально рабочей одежды (такими обычно нефтяников наших снабжают), там же — короткую куртку и канадские валенки фирмы Sorel. Не подумайте, не деревенские, современный такой аналог валенок. Это немного нестандартное решение, но оказалось очень комфортно и тепло. В этом комплекте езжу, а когда я приезжаю на работу, там переодеваюсь. С этим нет никаких проблем, коллектив мужской, никого не смущаю. Летом так же — шорты да футболка, а в офисе — обычная одежда.

Велосипед тоже нужно утеплять. Как мы на автомобиль зимние покрышки ставим, так и на велосипед. Зимние шины, например, продаются в Сокольниках — правда, по совершенно неприличной цене. На прошлой неделе заходил — одна покрышка стоит больше 6 тысяч рублей. Автомобильные покрышки зимние дешевле стоят! Мой совет — искать резину в интернете, получается ощутимо дешевле, особенно если этим озадачиться летом.

После 15 лет опыта я вижу, что дела с велосипедной инфраструктурой идут в Москве в гору. Велосипедистов больше, велодорожки строят. Но на 100% отказаться от общественного транспорта в Москве никогда не получится, город слишком большой. Велосипед хорошо подходит для деловых поездок по городу, если их протяженность не превышает 15–20 километров, а больше — это уже, пожалуй, на любителя. Вообще, я считаю, нужно пользоваться тем транспортом, который в данный момент удобнее, дешевле и комфортнее всего. Всех поголовно пересаживаться на велосипеды не призываю. Хотя это дело неплохо укрепляет сердце, мышцы — я даже никаким другим спортом, не считая походов и лыжных прогулок, не занимаюсь, а зачем? Единственное, в плане здоровья в Москве лучше держаться подальше от магистралей — там воздух плохой. Понятно, что совсем отказаться от этого не получается — когда едешь по Волоколамскому шоссе или Ленинградскому, альтернативных путей нет. Но если есть возможность проехать через парк, а не по дороге, я всегда ей пользуюсь».